Пайдалану ережесі

КГУ «Северо-Казахстанская  областная  универсальная научная библиотека им. С. Муканова»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Коммунальное государственное учреждение «”Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова” (в дальнейшем – Библиотека) является Центральной государственной библиотекой Северо-Казахстанской области универсального характера и осуществляет информационную, образовательную, культурно-просветительскую деятельность.

1.2. Учредитель Библиотеки – Управление культуры Северо-Казахстанской области.

1.3. Настоящие правила определяют порядок доступа пользователей к фондам, перечень услуг и условия их предоставления, регламентируют взаимоотношения пользователей и Библиотеки в соответствии с действующим республиканским и областным законодательством (Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Закон РК «О культуре», а также права и обязанности пользователей и Библиотеки.

1.4. Правила пользования обязаны соблюдать все сотрудники и пользователи Библиотеки.

1.5. Право пользования Библиотекой имеют как физические, так и юридические лица, а также лица, обращающиеся в Библиотеку через электронные информационные сети.

1.6. Пользователями Библиотеки могут стать:
§ граждане Республики Казахстан и зарубежных стран по предъявлении документа, удостоверяющего личность;
§ граждане, имеющие постоянную регистрацию в г. Петропавловск, могут стать пользователями отдела «Абонемент» и пользоваться услугами абонемента.

1.7. Настоящие Правила пользования КГУ «Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова» разработаны в соответствии с:
§ Конституцией Республики Казахстан;
§ Гражданским кодексом  Республики Казахстан
§ Законом РК «О культуре»
§ Уставом и другими организационно-нормативными документами Библиотеки.

1.8. Правила пользования Библиотекой могут изменяться и дополняться администрацией Библиотеки по мере необходимости и по согласованию с Управлением культуры Северо-Казахстанской области.

2. ПОРЯДОК ЗАПИСИ В БИБЛИОТЕКУ

2.1. Запись в Библиотеку производится в секторе регистрации, учета  и контроля пользователей (далее – сектор  регистрации).

2.2. При записи в Библиотеку и получении читательского билета необходимо предъявить паспорт или другой документ равный ему по правому статусу и Книгу регистрации граждан

2.3. При записи в Библиотеку граждане:
§ знакомятся с Правилами пользования Библиотекой;
§ сообщают сведения, необходимые для заполнения читательского формуляра (в отделах с абонементным обслуживанием);
§ присутствуют при заполнении регистрационной анкеты в базе данных читателей Библиотеки сотрудником сектора регистрации.

2.4. В случае несогласия с Правилами пользования Библиотеки посетитель не может воспользоваться ее услугами в полной мере.

2.5. Посетитель обязан также заполнить Регистрационную карточку читателя ОУНБ им. С. Муканова, в которой подтверждает личной подписью свое согласие на ввод его персональных данных в электронную базу Библиотеки.

2.6. В случае использования новых информационных технологий при записи пользователей в Библиотеку и оформлении выдачи материалов, считать читательский билет со штрих-кодом эквивалентом подписи пользователя.

2.7. Сведения, сообщенные посетителем о себе при заполнении Регистрационной карточки читателя ОУНБ им. С. Муканова, строго конфиденциальны. Библиотека не использует сведений о пользователях в иных интересах, кроме обеспечения процесса обслуживания, и не передает эти сведения сторонним физическим и юридическим лицам, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

2.8. Постоянный читательский билет является единственным документом, который дает право пользования Библиотекой на срок, оговоренный данными Правилами.
Для получения документов из фонда библиотеки на дом, через абонемент, выписывается постоянный читательский билет:
§ Гражданам Республики Казахстан, имеющим постоянную прописку в г.Петропавловске;
§ Студентам дневного отделения ВУЗов и СУЗов г. Петропавловска имеющим временную (сроком не менее чем на год) регистрацию в г. Петропавловске. Выдача документов на дом прекращается за 6 месяцев до окончания срока регистрации;
§ Граждане, имеющие временную прописку, а также иногородние граждане, имеют право пользоваться фондами библиотеки в читальных залах Библиотеки, получив Временный билет или Разовый пропуск, которые выписываются пользователю при предъявлении документа удостоверяющего личность.

2.9. Ежегодно проводится перерегистрация постоянного читательского билета, которая дает право пользования библиотекой на год с момента прохождения перерегистрации. При процедуре перерегистрации пользователь обязан сообщить изменения своих персональных данных.

2.10. Посетители, не имеющие постоянного читательского билета, могут посещать Библиотеку по билету разового посещения (действует в течение дня посещения Библиотеки), для оформления которого необходимо предъявить любой документ, удостоверяющий личность.

2.11. Билет разового посещения не дает право посетителю пользоваться услугами, позволяющими выносить документы за пределы библиотеки.

2.12. В случае утери постоянного читательского билета пользователь  оплачивает стоимость  нового билета.

3. ПОРЯДОК ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

3.1. Обслуживание пользователей в Библиотеке осуществляется по предъявлению читательского билета, который не разрешается передавать другому лицу.

3.2. В случае потери читательского билета пользователь должен обратиться в сектор  регистрации пользователей и контроля и сообщить об его утере.

3.3. При каждом посещении Библиотеки пользователь предъявляет сотруднику сектора регистрации читательский билет, и получает Контрольный лист, в котором фиксируются посещения структурных подразделений Библиотеки, предназначенный для учета посещений отделов Библиотеки и доступа к электронному читательскому формуляру пользователя. Выдача Контрольного листа осуществляется после сдачи пользователем верхней одежды и сумок в гардероб.

3.4. В электронном читательском формуляре пользователя сотрудники Библиотеки проставляют отметки о полученных и сданных пользователем библиотечных документах.

3.5. При выходе пользователь обязан сдать Контрольный листок со штампами структурных подразделений, услугами которых он пользовался. Документы, взятые в структурных подразделениях Библиотеки на дом, при выходе предъявляются контролеру вместе с Контрольным листом, в котором стоит отметка (штамп) отдела, удостоверяющий выдачу документов на дом.

3.6. Посетители, пришедшие на массовые мероприятия, не обязаны предъявлять читательский билет сотруднику сектора регистрации. Они направляются в соответствующий зал в сопровождении сотрудника отдела, организующего мероприятие, после завершения мероприятия сотрудник сопровождает посетителей к выходу.

3.7. При выходе из Библиотеки пользователь обязан вновь обратиться к сотруднику сектора регистрации для получения отметки о выходе и закрытия электронного читательского формуляра. Сотрудник сектора регистрации также проверяет информацию о документах, числящихся за пользователем в его электронном читательском формуляре.

3.8. В случае имеющихся нарушений, штрафных санкций пользователь не имеет право войти в Библиотеку и воспользоваться ее услугами.

3.9. Услугами подразделений Библиотеки, расположенными в доконтрольной зоне, посетители имеют право пользоваться без необходимости записи в Библиотеку.

4. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

4.1. В читальных залах документы выдаются по предъявлению читательского билета в соответствии с поступившими от пользователей электронными заказами – требованиями на документы, оформляемыми пользователями самостоятельно через электронный каталог Библиотеки. Для получения информации о документах, имеющихся в фондах Библиотеки, о правилах заполнения и отправки требований, а также за помощью при работе со справочно-библиографическим аппаратом и электронными базами данных пользователь может обратиться к сотрудникам Библиотеки в зале каталогов и в отделах, обслуживающих пользователей.

4.2. При получении пользователем библиотечных документов в читальных залах сотрудник Библиотеки отмечает количество выданных документов в электронном читательском формуляре. При возврате документов информация о них из электронного читательского формуляра списывается сотрудником Библиотеки.

4.3. Пользователь обязан проверить целостность документа во время получения на кафедре читального зала, так как он несет личную ответственность за сохранность выданных ему изданий в процессе работы с ними.

4.4. Заказы на издания из отдела книгохранения принимаются не позднее, чем за 30 минут до закрытия Библиотеки.

4.5. Документы, полученные из отдела книгохранения, разрешается бронировать (оставлять на бронеполках) на срок до 7 дней.

4.6. Пользователь обязан вернуть взятые документы библиотекарю не позднее, чем за 10 минут до закрытия Библиотеки.

4.7. В читальных залах с открытым доступом к книжным фондам пользователь вправе самостоятельно выбирать литературу. После работы с изданиями с открытого доступа их необходимо вернуть на «Стол для просмотренной литературы» для последующей расстановки документов библиотекарем.

4.8. Для копирования документов пользователь может самостоятельно вынести их из читального зала, сдав предварительно читательский билет сотруднику Библиотеки и предупредив его.

4.9. При пользовании услугами абонемента пользователь предъявляет постоянный читательский билет. Сотрудник библиотеки вносит информацию о выданном документе в электронный читательский формуляр. При возврате документа сотрудник библиотеки списывает документ из электронного читательского формуляра.
При выдаче пользователю некоторых изданий на дом сотрудник Библиотеке вправе потребовать от него внесения залога согласно Закону Республики Казахстан от 27.05.2010 N 280-IV “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан “О культуре” ст. 24 п. 2.

4.10. Документы из фонда отдела «абонемент» выдаются в количестве не более 5 экз. сроком на 15 дней с возможностью двукратного их продления. Литература повышенного спроса продлению не подлежит.
В случае невозврата документов по истечении срока пользования сотрудник Библиотеки имеет право устно (в том числе по телефону) или письменно напомнить пользователю о необходимости вернуть полученные документы.

4.11. В отделе «Интернет – центр» пользователь обязан завершить работу на компьютере не позднее, чем за 20 минут до закрытия Библиотеки.

4.12. Особо ценные и редкие издания могут предоставляться пользователю только в виде копий;
§ одновременно для работы в читальном зале можно получить только одно старопечатное издание и до 5-ти экземпляров других документов;
§ редкие издания книжных коллекций за пределы читального зала выносить не разрешено;
§ за пределы Библиотеки документы из фонда редких книг выдаются только с письменного разрешения директора Библиотеки;
§ право на ксерокопирование и видео/фотосъемку редких документов предоставляется по письменному разрешению администрации Библиотеки.

5. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГАМИ ПО ВИРТУАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ УДАЛЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И УСЛУГАМИ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

5.1. Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова предоставляет доступ к широкому кругу источников информации, в том числе и к сети Интернет. Доступ к сети Интернет является частью общей библиотечной политики по удовлетворению информационных запросов всех категорий читателей.

5.2. Библиотека не несет ответственности за информацию, представленную в сети Интернет, за исключением информации, размещенной на сайте Библиотеки.

5.3. К самостоятельной работе в сети Интернет допускаются постоянные и временные читатели Библиотеки.

5.4. Для доступа к сети Интернет пользователь должен предъявить дежурному библиотекарю читательский билет (кроме посетителей отдела « Интернет – центр»).

5.5. Если читатель самостоятельно не может найти нужную информацию, он может сделать заявку на поиск этой информации сотруднику Библиотеки, который определяет сроки выполнения заявки. Эта услуга является платной и предоставляется в соответствии с Прейскурантом цен на реализацию товаров (работ, услуг) КГУ «Областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова».

5.6. Найденную пользователем в сети Интернет информацию можно записать на электронный носитель или распечатать на принтере. Эти услуги являются платными и предоставляются в соответствии с Прейскурантом цен на реализацию товаров (работ, услуг) КГУ «Областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова»

5.7. Расчет за все платные услуги, производится в секторе  регистрации.

5.8. Пользование Интернет  и работа в сети оплачиваются в соответствии с Прейскурантом цен на реализацию товаров (работ, услуг) КГУ «Областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова».

5.9. Пользователям Библиотеки категорически запрещается: вносить изменения в конфигурацию и настройки компьютера; использовать Интернет в целях, противоречащих действующему законодательству Республики Казахстан.

5.10. За нарушение настоящих Правил, порчу оборудования и программного обеспечения предусматривается ряд мер вплоть до лишения права пользования услугами доступа к сети Интернет.

5.11. Северо- Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова предоставляет широкий ассортимент услуг по виртуальному обслуживанию удаленных пользователей. Воспользоваться услугами по виртуальному обслуживанию удаленных пользователей Библиотеки может любой человек, обратившийся на сайт  Северо-Казахстанская ОУНБ   имени С. Муканова, не зависимо от возраста, уровня образования и места проживания, а также независимо от того, является ли он читателем Библиотеки.

6. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Право пользования Библиотекой имеют все граждане Республики Казахстан и иностранные граждане независимо от пола, национальности, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Граждане, не имеющие постоянной регистрации в г. Петропавловске, вправе пользоваться фондами библиотеки в читальном зале.

6.1. Пользователи Библиотеки имеют право:
§ бесплатно получать полную информацию о составе библиотечного фонда и предоставляемых Библиотекой услугах;
§ бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
§ бесплатно получать во временное пользование документы на дом из фондов отдела «абонемент» и других  структурных подразделений Библиотеки;
§ получать документы и их копии по  службе электронной доставке документов из других библиотек;
§ бесплатно получать консультационную помощь в пользовании электронным оборудованием и программными средствами;
§ пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется Прейскурантом цен на реализацию товаров (работ, услуг) КГУ «Областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова».
§ приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к электросети Библиотеки;
§ вносить свои предложения и замечания по улучшению деятельности Библиотеки через Книгу жалоб и предложений (находящуюся в секторе регистрации);
§ оказывать помощь и участвовать в деятельности читательских советов, любительских объединений, клубов, создаваемых в Библиотеке по согласованию с администрацией Библиотеки;
§ принимать участие в читательских конференциях, встречах, вечерах, презентациях и других мероприятиях, проводимых Библиотекой;
§ получить вежливое и компетентное обслуживание, при необходимости, обжаловать     действия сотрудников библиотеки в установленном порядке.

6.2. Пользователи Библиотеки обязаны:
§ соблюдать Правила пользования Библиотекой;
§ указывать достоверные анкетные данные и своевременно оповещать Библиотеку об изменениях анкетных данных;
§ соблюдать сроки возврата изданий, выданных на дом, бережно относиться к читательскому билету, фонду и имуществу Библиотеки, быть вежливым и корректным по отношению к сотрудникам библиотеки, выполнять требования персонала и службы охраны библиотеки, связанные с соблюдением Правил пользования библиотекой и обеспечением общественного порядка и безопасности.
§ заполнять читательские требования на документы в соответствии с правилами их заполнения;
§ при получении документов в пользование тщательно их осмотреть и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом сотруднику Библиотеки, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе;
§ уважать права других пользователей и сотрудников Библиотеки, не нарушать общественный порядок в помещениях Библиотеки;
§ соблюдать культуру общения со специалистами Библиотеки, в том числе во время виртуального общения;
§ оставлять в гардеробе верхнюю одежду, сумки, портфели, пакеты размером свыше 20х30х7 см;
§ при входе в помещения библиотеки предъявлять  работникам сектора регистрации и контроля печатные издания, иные документы, портативные компьютеры, необходимые для работы;
§ соблюдать законодательство об авторском праве и смежных правах, в том числе в режиме виртуального обслуживания.

6.3. Пользователь обязан возместить ущерб, нанесенный фонду Библиотеки:
§ таким же документом, либо заплатить за стоимость реставрации документа;
§ равноценным по содержанию или стоимости документом;
§ при невозможности замены, возместить его рыночную стоимость.

Библиотека в лице ответственных сотрудников (заведующих отделами, главных библиотекарей) оставляет за собой право определять необходимость и ценность принимаемого документа для фонда Библиотеки, а также его рыночную стоимость. В спорных случаях решение вопроса о замене документа решает действующая в Библиотеке Комиссия по сохранности библиотечных фондов.

6.4. Пользователю запрещается:
§ выносить документы из помещения Библиотеки, если они не записаны в электронном читательском формуляре или других учетных документах;
§ наносить ущерб справочному аппарату Библиотеки (делать на карточках пометки, изымать или переставлять карточки из каталогов и картотек);
§ передавать читательский билет в пользование другому лицу;
§ самостоятельно вносить изменения и исправления в читательский билет, каталоги, картотеки, базы данных;
§ нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
§ наносить ущерб мебели и другому имуществу Библиотеки;
§ предпринимать любые действия, которые могут вызвать нарушение целостности документов из фонда Библиотеки, их порчу или изменение внешнего вида (делать на документах пометки, подчеркивать, загибать страницы, портить переплет, вырывать или резать страницы из документа и др.);
§ при работе на компьютере Библиотеки менять настройки, устанавливать программное обеспечение, просматривать не принадлежащие Библиотеке мультимедийные продукты;
§ приносить в Библиотеку и пользоваться средствами оргтехники, не принадлежащими Библиотеке (сканеры, факсы, портативные копиры);
§ самостоятельно копировать информацию на свой электронный носитель. Копирование информации с компьютеров Библиотеки на диски, дискеты, флеш-карты и другие съемные носители информации пользователя производится библиотекарем-консультантом через специальную системную папку;
§ входить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами;
§ Вносить большие сумки, дипломаты, рюкзаки, папки, портфели, пакеты. Размер сумок, разрешенных для вноса – не более 20x30x7 см.
§ Проводить собрания, встречи, совещания, проповедовать, торговать, размещать информацию сторонних организаций без разрешения администрации;
§ нарушать этические нормы поведения, приставать, оскорблять сотрудников Библиотеки и посетителей, грубить, создавать помехи процессу обслуживания;
§ вести разговоры по мобильному телефону в читальных залах, создавать шум, мешающий работе других пользователей;
§ принимать пищу  и курить в помещениях Библиотеки;
§ приходить в Библиотеку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, употреблять алкогольные напитки и наркотические средства в помещении Библиотеки;
§ оставлять малолетних детей без присмотра;
§ создавать угрозу жизни и безопасности других пользователей и сотрудников Библиотеки.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

7.1. Библиотека имеет право:
§ Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными в Уставе Библиотеки.
§ По согласованию с Управлением культуры  Северо-Казахстанской области устанавливать режим работы, а также вводить перечни и тарифы на платные услуги;
§ Заключать договоры, в том числе на платной основе, на  определенный перечень услуг Библиотеки;
§ Сокращать установленные сроки пользования изданиями повышенного спроса;
§ Устанавливать льготы на платные услуги для отдельных категорий пользователей согласно Прейскуранту цен на реализацию товаров (работ, услуг) КГУ «Областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова»;
§ Устанавливать порядок выдачи документов под денежный залог в целях обеспечения сохранности документного фонда Библиотеки согласно Закону Республики Казахстан от 27.05.2010 N 280-IV
“О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан “О культуре” ст. 24 п. 2. ;
§ Напоминать пользователю устно (в т.ч. по телефону) либо письменно (в т.ч. с использованием электронных средств связи) о необходимости вернуть полученные документы по истечении установленного срока пользования;
§ Вводить ограничения на возможность выдачи и копирования для документов, имеющих особую ценность или плохую степень сохранности.

7.3. Библиотека обязана:
§ В своей деятельности обеспечить реализацию прав пользователей на  свободный доступ к информации, предусмотренных Законом РК «О культуре» и осуществлять их обслуживание в соответствии с Уставом Библиотеки и настоящими Правилами.
§ Не допускать государственной и иной цензуры, ограничивающей право пользователей на свободный доступ к фондам Библиотеки.
§ Информировать пользователей об услугах, предоставляемых библиотекой и условиях их предоставления;
§ соблюдать установленный режим работы, а в случае его изменения своевременно оповещать об этом пользователей;
§ совершенствовать технологию обслуживания в интересах пользователей;
§ повышать комфортность библиотечной среды;
§ сохранять конфиденциальность данных о пользователях Библиотеки и их чтении;
§ обеспечивать высокую культуру библиотечного обслуживания.

7.4. Библиотека несет ответственность:
§ за сохранность, своевременный учет и использование имущества и фонда документов Библиотеки как части государственной собственности;
§ за соблюдение этических норм поведения в обслуживании пользователей;
§ за обеспечение пользователям равных условий доступа к информации.

8.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

8.1. Пользователи Библиотеки, нарушившие настоящие Правила пользования и причинившие ущерб фонду, оборудованию, а также персоналу Библиотеки, несут материальную, моральную, уголовную или иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами;

8.2. За нарушение настоящих Правил Библиотеки пользователи могут быть лишены права пользования Библиотекой:
§ за вынос без разрешения за пределы Библиотеки и порчу печатных и электронных документов, имущества, оборудования и компьютерной техники – без права восстановления в статусе читателя в течение трех лет;
§ за нарушение общественного порядка в помещениях Библиотеки – сроком на один год и более;
§ за нарушение целостности документов из фонда Библиотеки, их порчу или изменение внешнего вида (пометки на документах, подчеркивания, загнутые страницы, испорченный переплет, вырванные или разрезанные страницы и др.) – сроком на три месяца;
§ за невозвращение документов, выданных во временное пользование, – до погашения задолженности.
§ за порчу или утрату документов и другой причиненный ущерб несовершеннолетними пользователями (в возрасте до 18 лет), ответственность несут их законные представители.

Решение принимается директором Библиотеки, оформляется приказом, доводится до пользователя в 7-дневный срок по телефону или письмом с уведомлением на основе контактных данных, указанных в Регистрационной карточке читателя ОУНБ им. С. Муканова.

8.3. Сотрудники Библиотеки, нарушившие настоящие Правила и допустившие нарушение прав пользователей, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством.

2012 год.