Правила пользования библиотекой

1.Общие положения

1.1. Коммунальное государственное учреждение «»Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова» (в дальнейшем – Библиотека) является Центральной государственной библиотекой Северо-Казахстанской области универсального характера и осуществляет информационную, образовательную, культурно-просветительскую деятельность.
1.2. Учредитель Библиотеки – Управление культуры, архивов и документации Северо-Казахстанской области.
1.3. Настоящие правила определяют порядок доступа пользователей к фондам, перечень услуг и условия их предоставления, регламентируют взаимоотношения пользователей и Библиотеки в соответствии с действующим республиканским и областным законодательством (Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Закон РК «О культуре».
1.4. Правила пользования библиотеки могут изменяться и дополняться администрацией Библиотеки по согласованию с Управлением культуры, архивов и документации Северо-Казахстанской области.
1.5. Библиотека обеспечивает право свободного и равного доступа к информации через систему читальных залов, абонементов. Библиотека гарантирует право граждан на бесплатное получение во временное пользование любых документов из библиотечного фонда в читальном зале.
1.6. Расписание работы Библиотеки:
Понедельник: выходной день,
Вторник-воскресенье: 10.00 — 19.00
Последний четверг каждого месяца — санитарный день.
1.7. Расписание работы специализированных структурных подразделений устанавливается приказом директора Библиотеки с учетом их специфики, состава фонда и др.
1.8. Структурные подразделения Библиотеки имеют право разрабатывать документы, регламентирующие их работу с учетом специфики и состава фонда, которые являются дополнительной частью данных Правил и утверждаются Директором Библиотеки.
1.9. Библиотека оказывает дополнительные (платные) услуги пользователям, перечень и порядок предоставления которых определяется «Положением о платных услугах, сопутствующих основной уставной деятельности Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеки им. С. Муканова» и «Прейскурантом цен».

2. Права и обязанности Библиотеки

2.1. Библиотека обязана:
2.1.1.В своей деятельности обеспечить реализацию прав пользователей, предусмотренных Законом РК «О культуре» и осуществлять их обслуживание в соответствии с Уставом Библиотеки и настоящими Правилами.
2.1.2. Не допускать государственной и иной цензуры, ограничивающей право пользователей на свободный доступ к фондам Библиотеки.
2.1.3. Обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации, установленных действующим законодательством, Уставом и Правилами пользования Библиотекой.
2.1.4. Информировать пользователей об услугах, предоставляемых библиотекой и условиях их предоставления.
2.1.5. Обеспечивать сохранность своих фондов.
2.1.6. Совершенствовать технологию обслуживания в интересах пользователей.
2.1.7. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы в Библиотеке.
2.1.8. Обеспечивать высокую культуру библиотечного обслуживания.
2.1.9. Сохранять конфиденциальность сведений о пользователях и их чтении.
2.1.10. Соблюдать режим работы отделов Библиотеки, в случае изменений своевременно оповещать об этом пользователей.

2.2. Библиотека имеет право:
2.2.1. Определять перечень и устанавливать цены на платные услуги.
2.2.2. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определёнными в Уставе Библиотеки.
2.2.3. Изымать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов и действующими нормативно-правовыми актами.
2.2.4. Вводить ограничения на возможность выдачи и копирования для документов, имеющих особую ценность или плохую степень сохранности.
2.2.5. Устанавливать сумму залога при выдаче на дом редких, ценных изданий, документов из фондов отраслевых читальных залов и отдела книгохранения. (Согласно Закону Республики Казахстан от 27.05.2010 N 280-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре»» Ст. 24 п. 2);
2.2.6. Определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого пользователями Библиотеке (см. «Прейскурант цен»).
2.2.7. Передавать материалы о фактах нарушения отдельными пользователями настоящих Правил по месту работы, учёбы или в судебные органы.
2.2.8. При утере или порче пользователем документов Библиотека имеет право через судебные органы требовать с пользователя возмещения их стоимости. При этом учитывается, прежде всего, реальная рыночная стоимость утраченных изданий на момент их фактической замены или денежного возмещения ущерба, а также возможно применение дополнительной наценки на покрытие внутри библиотечных издержек, почтовые и прочие расходы, связанные с оформлением документов в судебные органы.
2.2.9. В случае утраты или порчи документов, нарушения срока возврата или данных Правил лицами, пользующимися Библиотекой по доверенности, ответственность несет пользователь, на чье имя выписан Читательский билет.

2.3. Библиотека несет ответственность:
2.3.1. За сохранность, своевременный учет и использование имущества и фонда документов библиотеки как части государственной собственности.
2.3.2. За соблюдение этических норм поведения в обслуживании пользователей.
2.3.3. За обеспечение пользователям равных условий доступа к информации.

3. Права и обязанности пользователей

3.1. Права пользователей библиотеки
3.1.1. Право пользования Библиотекой имеют все граждане Республики Казахстан и иностранные граждане независимо от пола, национальности, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Граждане, не имеющие постоянной регистрации в г. Петропавловске, вправе пользоваться фондами библиотеки в читальном зале.
3.1.2. Бесплатно получать информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и картотек, электронных каталогов и баз данных и другие формы информирования.
3.1.3. Бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
3.1.4. Бесплатно получать для использования в читальных залах любой документ из фондов Библиотеки.
3.1.5. Получать документы или их копии по службе электронной доставки документов (ЭДД) из библиотек Казахстана и Российской Федерации.
3.1.6. Знакомиться с изданиями, представленными на выставках, посещать мероприятия, организуемые для читателей Библиотеки;
3.1.7. Пользоваться всеми видами дополнительных услуг за плату (см. «Прейскурант цен»).
3.1.8. Приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к локальной сети Библиотеки.
3.1.9. Вносить предложения по улучшению деятельности Библиотеки, оказывать ей материальную и иную помощь, участвовать в деятельности клубов и объединений по интересам, создаваемых в Библиотеке, обжаловать действия сотрудников библиотеки в установленном порядке.
3.2. Пользователи библиотеки обязаны
3.2.1.Соблюдать настоящие Правила пользования Библиотекой.
3.2.2. Пользователь Библиотеки обязан соблюдать сроки возврата изданий, выданных на дом, бережно относиться к читательскому билету, фонду и имуществу Библиотеки, быть вежливым и корректным по отношению к сотрудникам библиотеки, выполнять требования персонала и службы охраны библиотеки, связанные с соблюдением Правил пользования библиотекой и обеспечением общественного порядка и безопасности.
3.2.3. При получении документов тщательно их рассматривать и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать пометки в выдаваемом документе.
3.2.4. При утере или порче документа из фонда Библиотеки заменить их равноценными (в том числе копиями утраченных документов), а при невозможности замены возместить их стоимость в установленном порядке.
3.2.5. Соблюдать правила поведения в общественных местах, не курить в помещении Библиотеки.
3.2.6. Оставлять в гардеробе верхнюю одежду, портфели, дипломаты, сумки, пакеты и другие предметы личного пользования размерами превышающие 20 х 30 х 7 см. При выходе из Библиотеки предъявлять на контроле для просмотра книги и контрольный лист.
3.2.7. Бережно относиться к имуществу Библиотеки.
3.3. Пользователи Библиотеки не имеют права:
3.3.1. Использовать для записи в Библиотеку документы другого лица или передавать свои документы для записи другому лицу.
3.3.2. Использовать читательский билет другого лица или передавать свой читательский билет другому лицу.
3.3.3. Выносить документы из помещения Библиотеки (отдела), если они не записаны в читательском формуляре и не отмечены в контрольном листе.
3.3.4.Создавать цифровые копии документов, являющихся объектами авторского права в полном объеме
3.3.5. Причинять ущерб справочному аппарату библиотеки (делать на карточках пометки, изымать или переставлять карточки из каталогов и картотек, делать собственные записи в электронных каталогах и картотеках).
3.3.6. Причинять ущерб мебели, оборудованию и другому имуществу библиотеки.
3.3.7. Предпринимать любые действия, которые могут вызвать нарушение порядка расстановки фонда в отделах с открытым доступом, нарушение целостности документов из фонда Библиотеки, испортить или изменить их внешний вид, затруднить возможность извлечения из них информации (делать на документах пометки, подчеркивать, загибать страницы, портить переплет, вырывать или вырезать страницы из документа и др.)
3.3.8. При работе на компьютере Библиотеки менять настройки, устанавливать программное обеспечение, просматривать не принадлежащие библиотеке мультимедийные продукты, пользоваться своими дисками, дискетами, флэш-картами и другими съемными носителями информации без ведома сотрудника Библиотеки.
3.3.9. Приносить в Библиотеку и пользоваться средствами оргтехники, не принадлежащими Библиотеке (сканеры, факсы, портативные копиры и др.).
3.3.10. Производить фото- и киносъемку без разрешения администрации библиотеки.
3.3.11. Нарушать этические нормы поведения; оскорблять сотрудников или других посетителей библиотеки; грубить, создавать помехи процессу обслуживания, вести разговоры по мобильному телефону; создавать шум, мешающий работе других пользователей.
3.3.12. Входить в отделы библиотеки в грязной одежде и в нетрезвом виде.
3.3.13. Принимать пищу и распивать напитки в неотведенных для этого местах.
3.3.14. Вносить большие сумки, дипломаты, рюкзаки, папки, портфели, пакеты. Размер сумок, разрешенных для вноса — не более 20x30x7 см.
3.3.15. Входить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами.
3.3.16. Проводить собрания, встречи, совещания, проповедовать, торговать, размещать информацию сторонних организаций без разрешения администрации.

4. Порядок пользования Библиотекой

4.1. Порядок регистрации (записи) в Библиотеку
4.1.1. Запись в Библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.
4.1.2. Для пользования библиотекой выписываются разовый пропуск, или читательский билет.
4.1.3. Для получения документов из фонда библиотеки на дом, через абонемент, выписывается постоянный читательский билет:
— Гражданам Республики Казахстан, имеющим постоянную прописку в г. Петропавловске;
— Студентам дневного отделения ВУЗов и колледжей г. Петропавловска имеющим временную (сроком не менее чем на год) регистрацию в г. Петропавловске. Выдача документов на дом прекращается за 6 месяцев до окончания срока регистрации;
— Граждане, имеющие временную прописку, а также иногородние граждане, имеют право пользоваться фондами библиотеки в читальных залах Библиотеки, получив Разовый пропуск, который выписывается пользователю при предъявлении документа удостоверяющего личность. Разовый пропуск не даёт право на выдачу документов на дом.
4.1.4. При записи в Библиотеку гражданин обязан ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в читательском формуляре при пользовании абонементом.
4.1.5. Пользователю при записи выдаётся электронный читательский билет бессрочного пользования. Наличие фотографии в Читательском билете обязательно. Читательский билет — единый для всех отделов библиотеки.
4.1.6.Граждане сообщают сведения, необходимые для заполнения регистрационной формы и оформления формуляра пользователя несут ответственность за их достоверность. Сведения, сообщенные пользователем о себе, строго конфиденциальны и не могут передаваться сторонним физическим или юридическим лицам, кроме организаций, уполномоченных действующим законодательством РК на получение подобных сведений.
2.2.7. В случае использования новых информационных технологий при оформлении выдачи документов библиотеки, считать читательский билет со штрих-кодом эквивалентом подписи пользователя.
4.1.8. Посетители массовых мероприятий Библиотеки, презентаций, выставок и пр. получают Контрольный лист (в отделе регистрации), не дающий право пользования фондами и услугами Библиотеки. При выходе Контрольный лист возвращают сотруднику отдела регистрации и контроля Библиотеки.
4.1.9. Ежегодно, начиная с 1 января, производится перерегистрация пользователей по предъявлению удостоверения (паспорта) гражданина РК и документа о прописке.
4.1.10. В случае прямого отказа пользователя от услуг Библиотеки и отзыва согласия на обработку его персональных данных, персональные данные пользователя в электронной базе читателей уничтожаются, а формуляр читателя и регистрационная карточка хранятся в течение пяти лет с момента последней перерегистрации.

4.2. Порядок обслуживания пользователей
4.2.1. При каждом посещении пользователь предъявляет сотруднику сектора учета и контроля перерегистрированный в текущем году Читательский билет, с отметкой о проверке на задолженность и получает Контрольный лист, в котором фиксируются посещения структурных подразделений Библиотеки и возврат выданных документов. Выдача Контрольного листа осуществляется после сдачи пользователем верхней одежды и сумок в гардероб.
4.2.2. В случае обнаружения у пользователя задолженности в каком-либо структурном подразделении Библиотеки, ему выдается Контрольный лист с красной чертой и он временно, до погашения задолженности, не обслуживается ни в одном из структурных подразделений Библиотеки.
4.2.3. При выходе пользователь обязан сдать Контрольный листок со штампами структурных подразделений, услугами которых он пользовался.
4.2.4. Документы, взятые в структурных подразделениях Библиотеки на дом, при выходе предъявляются контролеру вместе с Контрольным листом, в котором стоит отметка (штамп) отдела, удостоверяющий выдачу документов на дом.
4.2.5. В случае утери Читательского билета пользователь обязан сообщить об утере в отдел регистрации учета и контроля читателей. Для пользования Библиотекой оформляется дубликат Читательского билета.
4.3. Порядок выдачи документов в отделах библиотеки
4.3.1. Для получения информации о документах, находящихся в фондах Библиотеки, пользователь может обратиться к дежурному консультанту в зале каталогов, к дежурному библиографу.
4.3.2. Для получения документов в читальном зале Библиотеки пользователь заполняет требование установленного образца.
4.3.3. Продлить срок пользования документами не более двух раз подряд, не более чем на 10 дней, если на них нет спроса со стороны других пользователей.
4.3.4. Прием требований на документы из книгохранения заканчивается за 30 минут до конца работы Библиотеки.
4.3.5. Пользователи могут получать на дом не более 5 изданий сроком на 15 дней. Из многотомных изданий одновременно по одному читательскому билету выдается не более 2-х томов. Количество выдаваемых дорогостоящих изданий и изданий повышенного спроса, а также срок их использования могут быть ограничены сотрудником Библиотеки.

5. Ответственность за нарушение Правил пользования Библиотекой

5.1. Ответственность пользователей за нарушение правил пользования библиотекой
5.1.1. Пользователи, нарушившие Правила пользования, причинившие Библиотеке ущерб, а также беспокойство другим пользователям, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и Правилами пользования Библиотекой.
5.1.2. Пользователи, нарушившие Правила пользования Библиотекой, могут быть лишены возможности пользования Библиотекой, в целях обеспечения сохранности библиотечного фонда и имущества библиотеки на срок от 1-го месяца до 1-го года, или до выяснения обстоятельств нарушения, решением Администрации Библиотеки, по ходатайству заведующих структурными подразделениями.
5.2. Ответственность сотрудников библиотеки за нарушение правил пользования библиотекой
5.2.1. Сотрудники Библиотеки, нарушившие настоящие Правила и допустившие нарушение прав пользователей, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством.