Сменяются поколения и эпохи, а чтение "Войны и мира" по-прежнему дарит нам восторг познания простых и сложных жизненных истин. Мы всё так же находим себя в Наташе Ростовой, Андрее Болконском, Пьере Безухове, всё так же, подобно им, хотим жить, любить и верить наперекор войне - с неприятелем ли, с обстоятельствами или с самими собой.
Вениамин Каверин говорил о "Мастере и Маргарите" как о произведении, в котором "невероятные события происходят в каждой главе". Действительно Булгаков поселил в большевистскую Москву самого Сатану, его Мастер затравлен критиками - адептами соцреализма, а герои "романа внутри романа" - Иешуа, Левий Матвей и Понтий Пилат - точно не герои булгаковского времени. Но все они шествуют сквозь время - может быть, и наша эпоха уже озирается, отыскивая странную фигуру на Патриарших.
Перед читателем трилогии буквально оживает провинциальная Россия конца XIX - начала XX столетия, с её купеческими дворами и рабочими предместьями, волжскими портами, чередой колоритных персонажей и бесконечной глубиной понимания самой души русского народа, вечно балансирующей на грани между прекрасным и безобразным, между преступлением и святостью.