ШАЛ АКЫН, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы (1748. Кокшетауская обл. -1819. р-н им. Шал акына Сев.-Каз. обл.) — народный акын, современник хана Абылая. При рождении ему было дано имя Тлеуке. впоследствии называли Шалом (стариком). С детства был сметливым, восприимчивым, любил не только внимательно слушать рассказы мудрых старцев, но и легко все запоминал, за что сверстники и насмешливые снохи прозвали его «бывалым, стариком». Отец — Кулеке был известным героем, мать — дочь знаменитого Толеби из рода уйсун. О батыре Кулеке сохранились достоверные исгорич. сведения. Его имя часто встречается в рус. официальных документах. Нар. предания говорят, что Ш. а. пришел к берегам Ишима еще юношей и жил на терр. Сергеевского р-на (ныне р-н им. Шал акына). С 15 лет он обнаруживает не только склонность к поэтич. творчеству, но и проявляет большой интерес к фольклору и произв. современных ему акынов. По словам Ш.Уалиханова. Ш. а. собрал материалы о происхождении каз. народа, о его родах, генеалогии ханов и на этой основе создал замечательный эпос. Будучи человеком непрактичным. Ш.а. не сумел сохранить состояние, ославленное ему отцом. Когда ему приходилось переносить тяготы бедности, он не искал защиты у баев. Презирал лесть и угодничество, с достоинством проходил через все испытания жизни. Неполное наследие Ш. а., дошедшее до наших дней, составляет ок. полутора тысяч строк. Стихи его разнообразны по тематике: добро и зло, щедрость и алчность, мудрость и невежество, бедность и богатство. Его лирич. произв. покоряют философ. глубиной и искренностью. Особое место в творчестве занимает религиозная тема. Ш. а. был высокообразованным человеком своего времени. Поэт утверждал, что многое зависит и от самого человека, от осознания своего места в жизни, понимания своего долга, от умения делать добро. Об этом мн. его дидактич. произв. («Поняв, как дороги отец и мать». «О джигите», «Если джигит всезнайством ки- чится», «Человек плохой, возвысившись, глупеет». «Облик женщины» и др.). Ш. а. одним из лучших свойств человека считал его стремление к единству и дружбе. В целом ряде стихов Ш. а. нашла отражение традиционная для всей тюркоязычной поэзии эволюционная тема об этапах жизни человека от юности до старости и др. Поражает искренностью его интимная лирика, удивляет беспощадность самоиронии. Большинство произв. Ш. а. — экспромты. Его иск-во импровизации считается образцом этого жанра. Он был мастером по-этич. состязаний, принимал участие во ми. айтысах («Айтыс Ш. а. и девушки», «Айтыс Ш. а. и байбише», «Айтыс Ш. а. и джигита» и др.). Исследователи отмечают худ. совершенство его выступлений, образность, меткость, находчивость и аллегоричность его языка, выразительность стиля. Мн. его изречения стати крылатыми. В печати впервые появилось стихотв. Ш. а. в 1929 («Жаңа әдебиет», № 5), затем в 1958 было опубликовано 8 стихотв. («Қазақ әдебиеті», 28 окт.) Известно, что нек-рые произв. Ш.а. записывались в свое время М.Хакимжановой, Ф.Габитовой. А.Нуркатовым и др. со слов аксакалов, пересказывавших произв. акына. За пределами Казахстана изв. знаток тюркоязычной лит-ры. ученый Х.Шаяхметулы Гали записал неск. произв. Ш. а., рукопись к-рых хранится в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского ун-та. В основном произведения Ш. а. стали печататься с 1960. тогда же появляются науч. исследования о его творчестве. Во вступит, статьях к таким изданием, как «XVII-XIX ғасырлардағы қазақ ақындарының шығармалары» (1962). «Үш ғасыр жырлайды» (1985), член-корр. HAH РК. проф. И.Дуйсенбаев ставит творчество Ш. а. наряду с именами Бухар жырау. Татикара, Актамберды. Изучением наследия Ш.а. занимались крупные литературоведы — Х.Суюншалиев, М.Магауин, Г.Абетов, Ш. Елеукенов, А.Дербисалин, О.Кумисбаев и др. 25 октября 1998 в г. Петропавловске была проведена международ, научно-теоретич. конференция, посвященная 250-летию со дня рождения Ш. а. Юбилейная дата совпала со знаменательным годом, к-рый был объяален «Годом нац. единства и нац. истории». Помимо вышеназванных изданий произв. Ш. а. включены в сб.: «Алдаспан» (1971). «XV-XVIII ғасырлардағы қазақ поэзиясы» (19S2). «Бес ғасыр жырлайды» (1985. 1989). Последнее издание «Шал ақын» («Арыс». 2003) содержит произведения на каз. и рус. языках, научные статьи известных ученых.
Г. Камбарбаева