«Кадры неоконченной киноленты» — юбиляры 2019 года.

15 февраля  —  105 лет со дня рождения выдающегося советского и казахского актера, режиссёра театра и кино, народного артиста СССР Шакена Айманова (1914 – 1970). Отдел литературы по искусству  подготовил выставку — воспоминание о талантливом артисте. Познакомившись с ней, вы можете более подробно узнать о жизни и творчестве мастера.

Казахский кинематограф немыслим без Шакена Айманова. Он стоял у истоков рождения национального театра и кино, был человеком-оркестром: превосходным артистом-импровизатором, чтецом, театральным режиссером, художественным руководителем Казахского театра драмы имени Ауэзова, киноактером и кинорежиссером, основоположником национального кинематографа. Жизнь Айманова – это невероятная история, в которой есть и его величество счастливый случай, и безответная любовь, и семейная трагедия.

Провинциальный юноша из Семипалатинского педагогического техникума, он при первом же знакомстве с Габитом Мусреповым покорил своим артистизмом сердце этого интеллектуала и кудесника слова. Стараниями Мусрепова 19-летний самородок приехал в Алма-Ату и тотчас был принят в труппу Казахского театра драмы. С первых же шагов его харизматичность была неотразимой.  С одинаковым успехом он исполнял героические, трагические, комические роли. В его репертуаре и национальные казахские пьесы, и русская, и советская, и мировая классика.

На сцене театра Шакен Айманов сыграл более ста ролей., в том числе Петруччио («Укрощение строптивой»), Хлестакова («Ревизор»), Кодара («Қозы Көрпеш — Баян Сұлу») и др. работал у известного театральных режиссеров в Алма-Ате Борова, Соколовского, Гольдблага, Марковой и других. Здесь же им была осуществлена постановка нескольких спектаклей, среди них – «Амангельды», «Голос Америки», «Калиновую рощу», «Ахан-серы и Актокты», «Таланты и поклонники» А. Островского, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова и др. А за инсценировку романа М. Ауэзова «Абай» он даже получил Государственную премию.

Каждая сценическая работа Айманова – и в современном, и в классическом репертуаре – становилась событием в культурной жизни страны, спектакли с его участием проходили при аншлагах.

Одновременно с работой в театре Шакена Айманова еще в 1940 году привлекают для съемок кино. Профессиональный рост Айманова в кино поражал стремительностью, его яркие актерские и режиссерские работы быстро получили всенародное признание. В 1954 году на экраны выходит его режиссерский дебют – фильм «Поэма о любви».

За годы работы в кино 1938 по 1969 годы он снял более десяти художественных фильмов и сыграл роли в 11-ти картинах, которые по праву вошли в «золотой фонд» национальной кинематографии.

«Это культовые фильмы. Тогда не было такого слова — «хит», но эти фильмы были именно такими. Сейчас много разножанровых, коммерческих, попкорновых фильмов. А фильмы Шакена Айманова считаются классикой», — убежден кинокритик Олег Борецкий.

Шакен Айманов ушел из жизни в расцвете своего таланта трагически, случайно, нелепо: переходил улицу Горького в Москве, и его сбила машина. В Доме кино в банкетном зале его ждали многочисленные друзья, хотели поздравить с успешным окончанием фильма «Конец атамана»… Ему было всего 56 лет.

С 1953 года вплоть до безвременной кончины Шакен Кенжетаевич Айманов был бессменным художественным руководителем национальной киностудии. В 60-е годы Шакен Кенжетаевич задумал масштабный проект: строительство киностудии, которая была и до сих пор остается самой лучшей в Центральной Азии.

Он постоянно работал как сценарист, актер и режиссер. Вел гигантскую организационную работу, возглавлял созданный им Союз кинематографистов Казахстана, заботился о молодых кадрах казахского кинематографа. Шакена Айманова по праву называют отцом казахского кино.