История села Новосветловка

В 1905 году на побережье небольшой речушки появились первые ветхие землянки. Их строили и заселяли в основном украинцы и белорусы.

В тяжёлых условиях пришлось выживать жителям. Так как многие были переселенцами из Украины и Белоруссии. Они долго не могли привыкнуть к суровой и не предсказуемой погоде Северного Казахстана Они были очень бедными. Наиболее состоятельным был мельник Новоеветлов Яков. Помимо своей работы на мельнице, он готовил самогон. Он выменивал её на продукты питания.

18 августа 1905 года приехали уполномоченные, для того чтобы дать название административному пункту. Предложений выдвинутых переселенцами было много, но Яков Новоеветлов опередил всех. Он поставил четверть большого пузыря самогона нарекателям. Они приняли его предложение о названии совхоза по фамилии Якова Новосветлова.

I ак из года в год «иж^з начинает увеличиваться, сюда съезжаются новые переселенцы. Землянки, в которых жили жители совхоза, были построены из самана, крыши были покрыты соломой. Трудности и суровость природы не сломило дух поселенцев. Каждый старался помочь друг другу. У каждого поселенца был хоть маленький клочок земли.

Крестьяне полюбили эту землю. Почти все те, кто приехал сюда, осваивать и обрабатывать совхоз остались здесь, не вернулись к себе на Родину. Ведь теперь родным домом стала казахская степь. Многие потомки живут в селе Новосветловка до сих пор. И они горды за то, что их предки — прадедушки и прабабушки стояли у истоков образования нашего села.

В 1921 году организована первая партийная ячейка. В селе Новосветловка организационными вопросами по изъятию хлеба у кулаков занимался молодой коммунист, уполномоченный ревкома B.C. Крушельницкий. кулацкая банда, которую возглавляли братья Гриневичи и Низовские. решила избавиться от активиста.

В период сенокоса, когда большинство сельчан было занято работой в поле, жена старшего Низовского, озираясь по сторонам, пригласила уполномоченного к себе в дом, для выяснения «одного важного дела». Время было вечернее. Не успел Крушельницкий перешагнуть порог тёмных сенцев, как на него навалились бандиты. Уже по задушенному, неподвижному трупу коммуниста бандиты всё наносили и наносили удары ножом. А тёмной ночью окровавленный труп на себе унесли через реку за 3 км. от села и бросили в густые хлеба тахтабродских крестьян. Только на шестые сутки был найден труп коммуниста Крушельницкого. В 1929 году на повестку дня стал вопрос о претворении в жизнь ленинского кооперативного плана по организации коллективных хозяйств. Павел Григорьевич Бондарь — бывший бедняк, переселенец из Каменец — Подольской гу бернии, стал инициатором и организатором сельскохозяйственной артели «Красный земледелец». При создании колхоза трудности встречались на каждом шагу: не хватало плугов, почти не было конных сенокосилок, семена были не качественные. Но Павел Григорьевич не сдавгтся. Вместе с коммунистами К.Г. Костюком, Л.М. Бойко, I .В. Кравченко и другими сумел убедить народ в необходимости коллективного ведения хозяйства. В работе ликвидации безграмотности и народного дома активно участвовал секретарь комсомольской организации В.М. Шевченко.

Ранней весной 1930 года остро встал вопрос о нехватке семян для посева Тогда-то активисты и сообщили, что местный кулак Мацемоха прячет много отменного зерна. И вот молодой парень Емсльян Ковальчук повёл группу сельчан к кулаку. К концу дня из под двойной крыши длинного сарая было извлечено 80 пудов хлеба. Старший сын Мацемохи рябой Иванка, в ярости успел нанести удары железным ломом двум комсомольцам, в том числе и В.М. Шевченко. В 1934 году на колхозные поля пришли первые отечественные трактора Росли механизаторские кадры, из года в год повышались урожаи на колхозных полях. Люди стали наряднее одеваться, в дома колхозников пришёл достаток. Но вот фашистская Германия нарушила покой на земле И хотя разрывы бомб и снарядов грохотали далеко от нашего села, но они отозвались в каждом доме села Новосветлоэки. Почти с каждой семьи кто-то уходил на фронт. Многие из этих семей получили похоронки.

Не описать, сколько горя выпало на долю нашему народу. Ведь некоторые семьи лишились отцов, матерей, сынов, дочерей, которые либо пали на полях сражений либо пропали без вести.