История села Белоглинка

История села начинается с 1909 года, когда крестьяне из российских губерний в поисках богатых  земель, желая прокормить семьи,  тронулись с насиженных мест в далекие казахские степи. Ехали отовсюду: Балашовы из Курганской губернии, Стригановы и Бакукины из Нижегородской, Лобовы из Самарской… Облюбовав найденную местность, они остались здесь и пустили корни.

А местность действительно была прекрасной: в низине сверкала своей голубизной солоноватая вода озера Тарангул, по берегам небольшой речушки, воды которой в ливни или после таяния снегов доходили до озера, росли березовые леса с обилием ягод, в густых камышах водились дикие утки, гуси, лебеди.

Вокруг озера стояли юрты, в которых жили казахи. К приходу русских они отнеслись по-разному: кто — с любопытством, кто — доброжелательно, с пониманием, кто — настороженно. Но, испокон веков отличавшая казахский народ гостеприимность, сыграла свою решающую роль и встретили новоприбывших казахские семьи Айткуловых, Андагуловых и других по-дружески, разделили с ними хлеб и соль. Традиционным занятием казахов было кочевое скотоводство: разводили в основном овец и лошадей. Скот  был богатством и основным источником существования казаха: он давал шерсть, кожу, кумыс, масло. Правда, подобное хозяйство имелось далеко не у всех. Беднота не имела скота и вынуждена была наниматься в батраки. Занимались казахи и ремеслом: изготовляли домашнюю утварь, одежду, выделывали войлок для покрытия юрт.

Обустроившись, переселенцы начали заниматься хозяйством – земледелием и скотоводством. Взрослые занимались своим делом, а детей решили учить грамоте. На всю деревню был один полуграмотный дед Осип, который собирал ребятишек в своей землянке и учил азбуке.

С годами крепло небольшое хозяйство крестьян. В годы становления Советской власти решили организовать артель. Организатором был Платон Тимофеевич Саенко. Первоначально в артель вошло 10 семей. Среди первых вошедших в артель был крестьянин Семен Корнеевич Балашов. Затем артель была переименована в колхоз «Искра», чуть позже — в «Новую жизнь».

Люди, несмотря на тяготы жизни, на нелегкий ручной труд, отличались высокими душевными качествами: умели вместе веселиться, вместе разделить горе.

Техникой обзаводились очень немногие. Среди жителей был Иван Иванович Митькин,   человек, про которого говорили: «У него золотые руки».

С болью в сердце вспоминаются годы войны и послевоенной разрухи. Мужчин мобилизовали на фронт. Село пополнилось женщинами-немками, которых вынудили покинуть обжитые места в Поволжье. Полуголодные, с детьми на руках, эти женщины вытерпели и голод, и холод. Своим самоотверженным трудом добились они уважения и доверия. В военные годы на женские хрупкие плечи легла тяжкая ноша — заготовка сена и дров, прополка полей, уход за скотом. Стоит вспомнить их – Мария Кайер, Екатерина Клик, Эмма Клик, Терезия Феллер, Полина Борисова, Татьяна Гречкина, Марфа Балашова, Фрида Лотц, Эльвира Беккер. Немало вложили труда и мужчины — Карл Лейман, Иван Иванович Гайер, Кожахмет Айткулов и другие. Много достойных людей, работящих и добросовестных, выросло в старинном селе.

Судьбы людские….Они переплетаются с судьбой села. Нелегкая доля выпала на плечи белоглинцев. Но упорство и желание жить побеждали тяготы. Нельзя не уважать их, людей труда и крепкой воли.