Юбилеи деятелей искусства! Выставка — портрет «Все начиналось с фуэте…»

1 февраля артистка балета Екатерина Максимова отметила бы 80-летний юбилей. Ее жизнь похожа на прекрасный танец с полетами, поддержками.

Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Или, в самом крайнем случае, балериной. Эту девочку звали Катя Максимова, и нет сейчас культурного человека, который не знал бы имени прославленной балерины Екатерины Максимовой. Впрочем, её нельзя назвать просто балериной, даже знаменитой — она в первую очередь актриса. Актриса, танцующая на пуантах с воздушной легкостью.
Максимова — женщина, в выражении лица которой сквозит грусть и одновременно чувствуется детская чистота и непосредственность. Именно эта «детскость» — неотъемлемая черта, свойственная балерине.

Средствами ее воплощения образа стали не только хореография и пластика, но и мимика — Максимова не просто танцевала свою партию, она создавала и хореографический, и драматический образ. Во многом она была обязана этим Е.П. Гердт, которая стала ее педагогом в старших классах хореографического училища.

Екатерина Максимова сразу обрела свое место на большой сцене. Ее чистота, детское восприятие мира, огромное обаяние, незаурядные актерские способности, необычные внешние данные позволили ей практически сразу после вступления в труппу Большого театра получать серьезные партии, о которых некоторые балерины мечтают в течение нескольких лет. Легкость, воздушность, изящество, своеобразная пластика в сочетании с необыкновенной искренностью в воплощении сценических образов сразу привлекли к ней внимание зрителей, критики и балетмейстеров. Это Маша из балета  «Щелкунчика», Джульетта из «Ромео и Джульетта», Одетта – Одилия из «Лебединого озера», Золушка из «Золушки», Жизель, Татьяна из «Евгения Онегина», Нимфа из «Спартака» и многие другие образы. Она вкладывала в каждое свое выступление всю душу, и результатом был большой успех, пришедший к ней очень рано.

Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал не только символом Большого театра тех лет, но и воплощением радостного, свободного танца, красоты человеческих тел и движений. Эта «звездная пара» объездила весь мир, прославляя искусство балета.Владимир Васильев и Екатерина Максимова всегда считали своим гражданским долгом донести искусство балета до максимально широких кругов.

После окончания исполнительской деятельности Максимова становится педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. Екатерина Максимова не помышляет о расставании с балетом, который был и остается делом всей ее жизни. Очень примечательно и точно ее собственное высказывание о том, что такое для нее балет: «Иногда я его ненавижу и думаю: «Господи, зачем я стала балериной! Сколько прекрасных профессий на земле…» Мучений балет доставляет гораздо больше, чем радостей… И все же это — моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я — балерина, и от этого мне уже никуда не деться. Но балет — не только моя профессия, это еще и моя жизнь».

«Узор, написанный рукой природы,
Где непонятна тайна мастерства,
Где все цветы земли в лазури небосвода –
Живое чудо в форме божества.

Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Ты – хрупкая, но крепче нет оси.
Ты – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси».

Валентин Гафт