Жумабаев Магжан Бекенович
(25 июня 1893 – 19 марта 1938)
«Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение,
как для англичан Шекспир, для русских – Пушкин».
А.Маргулан,
Академик АН КазССР
Поэт, один из основоположников современной казахской литературы.
Родился на территории бывшего совхоза «Молодежный» ныне района М. Жумабаева Северо-Казахстанской области. Учился в медресе Галия в г. Уфе. Окончил с золотой медалью Омскую учительскую семинарию (1917). В Омске Жумабаев принимал активное участие в создании общества «Бірлік» («Единство»), был введен в состав областного комитета «Алаш», но вскоре отказался от участия в этой организации.
Творческий путь Жумабаев начал в 1909 г. Широкое признание получил его поэтический сборник «Шолпан» (Казань, 1922). Живя в Петропавловске (квартира располагалась в здании, где сегодня функционирует редакция газеты «Информ-Вест»), 1921-1922 гг. был редактором газеты «Бостандық туы». С 1922 Магжан работал в Акмолинской губернской Чрезвычайной комиссии помощи голодающим (Ак молгубкомпомгол) зам. председателя комиссии. В конце 1922 г. отбыл вместе с женой Зулейхой в Оренбург, затем в Ташкент. В этот период он знакомится с оказавшими большое влияние на его творчество Б. Майлиным, С. Сейфуллиным, М. Дулатовым. Будучи в Ташкенте в 1917-1923 гг., сотрудничал в газетах, в частности «Ақ жол», печатался в журналах «Шолпан», «Сана». В это время написана знаменитая поэма «Батыр Баян». Здесь же, в Ташкенте, выходит его второй сборник стихов (1923).
В 1923 г. по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского Жумабаев едет в Москву и преподает там восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока. В столице принимает активное участие в работе издательства «Восток», составляет учебники для средних и неполных средних казахских школ, вечерами учится в Высшем литературном институте под руководством В.Я. Брюсова. В Москве Жумабаев много занимался художественным переводом. Им были переведены на казахский язык и изданы «Песня о Буревестнике» М.Горького, «Белый конь» Дм. Мамина-Сибиряка, рассказы Вс. Иванова о жизни казахов.
В 1927 г. Жумабаев вернулся в Петропавловск, где преподавал в школе. В 1929 г. органы НКВД арестовали Жумабаева и осудили на 10 лет, инкриминируя ему создание в 1921 г. группы «Алқа» якобы для подпольной деятельности. Но группа эта была организована представительством КазАССР при Сибревкоме для широкого осведомления населения Сибири о Казахской республике. В 1935 г., находясь в лагере, Жумабаев написал письмо М. Горькому, который помог ему досрочно освободиться из заключения. Вернувшись домой в Петропавловск, он работал учителем русского языка и литературы в неполной средней школе № 7 им. Пушкина, но вскоре «алашординца» снова увольняют. 30 декабря 1937 г. Жумабаев арестован и был расстрелян в марте 1938. В 1988 году Магжан Жумабаев был реабилитирован.
Жумабаев одним из первых в Средней Азии и Казахстане соединил в своем творчестве две культурные традиции — восточную и европейскую, выступал за тесную связь литературы с жизнью народа. Главными темами множества стихов Жумабаева являются тяжелая доля трудового народа, необходимость раскрепощения женщин, ликвидация социального гнета, произвола власть имущих («Бедняга», «Беззащитная», «Молодая невеста», «Мое желание» и др.). Он призывает казахский народ к знаниям, просвещению («Бедный казах», «Как добыть знания и культуру»). Из наследия Жумабаева известны также сказочная поэма «Жусуп-Хан» (М., 1928), поэма «Батыр-Баян», напечатанная в журнале «Шолпан», издававшемся в Ташкенте. Родному краю, исторической судьбе казахского народа посвящены стихотворения «Прошлое», «Домбра», «Кобыз Койлыбая», «Кокшетау» и другие. В стихотворениях «На зимней дороге», «На летней дороге», «Душевная тайна» и некоторых других поэт отдает дань символизму. Вместе с тем Жумабаев внес много нового в технику казахского стихосложения, в усиление музыкальности, благозвучности стиха. Жумабаев — мастер интимной лирики. «Гульсум», «Джамиля», «Любовь, как роза с шипами», «Красивее ты всех», «Зулейха» и многие другие стихи посвящены женщине, ее красоте и благородству. В своем единственном прозаичном произведении — рассказе «Грех Шолпан» Жумабаев языком прозы сумел передать глубокие психологические переживания, эмоционально пробудить в сердце читателя сострадание к несчастной Шолпан. Последние датированные стихи поэта относятся к 1926-1928 гг.
Со времени обретения Казахстаном государственной независимости творчество Жумабаева интенсивно изучается учеными республики. Одна из улиц г. Петропавловска и Булаевский район области названы его именем. В г. Петропавловске установлен гранитный памятник поэту, а на его родине — в с. Сарытомар и в г. Булаево — бронзовый бюст.